Мы в соцсетях. Подпишись!

Искусственные очереди на границе: миллионы уходят в тень и наносится вред репутации Украины

 Искусственные очереди на границе: миллионы уходят в тень и наносится вред репутации Украины
Алексей Добров

Очередь на границе с Россией в Меловом Луганской области. Хмурые лица водителей машин и пассажиров: очередь не продвигается, иногда по несколько часов. Вот «добрый человек» заглядывает к водителю и предлагает продать место в очереди только за 200 гривен (или 500 рублей). Люди догадываются, что эти очереди искусственные, но с организатором, похоже, ошибаются.

На днях в выпуске телепрограммы Госпогранслужбы Украины «Периметр» вышел сюжет, в котором утверждается: искусственную очередь создали местные жители Мелового Луганской области, они же и берут деньги за продажу места впереди.



«Примерно 10-15 автомобилей местных жителей создали искусственную очередь, которую, по нашей информации, они сами продают», – рассказывает в сюжете начальник контактного центра Госпогранслужбы Руслан Новодранов.

Про искусственные очереди люди пишут и в соцсетях. Вот, например, недавнее сообщение председателя Побєдівської поссовета на Луганщине Сергея Татарки:

Искусственная очередь имеет признаки организованности. Прежде всего бросается в глаза наличие в ней «старшего», преимущественно он и подходит к водителям с предложением купить место в очереди. Вторым признаком организации является определенный график.

По сообщению начальника пресс-службы Восточного регионального управления ГПСУ Оксаны Иванец, создание искусственных очередей приходится, как правило, на четыре дня в неделю – со вторника до пятницы. Это дни наибольшего трафика через ППр «Меловое» в выходные дни плотность движения снижается процентов на 15-20.

На сутки в теплое время года через пункт пропуска «Меловое» по будням проезжает 330-340 транспортных средств, зимой – 270-300. То есть в среднем – где-то 310 машин. Готовы платить за быстрый проезд далеко не все водители. Точный процент назвать нельзя, но, по наблюдениям, платят по 200 гривен процентов 10-15 – 30-45 машин в день. Следовательно, выручка составляет около 6-9 тысяч гривен.

В месяц выходит 100-150 тысяч гривен, в год – 1,2-1,8 миллиона гривен.

Сколько из них получают рядовые водители, которые создают искусственную очередь, неизвестно. И сколько бы им не платили, это, явно, выгодная «работа». Для координатора этих пробок, наверное, дело тоже выгодна, потому что, по логике, он должен получать большую часть дохода. Жаль, которую не измеришь деньгами

Для людей, которые едут в соседнюю страну, очередь – это лишние несколько часов в дороге. Больше всего страдают те, кто избрал путь «через Россию» к оккупированной части Луганщины.

Так, въезд в ОРЛО через официально закрытые Украиной пункты пропуска «Изварино», «Червонопартизанск» и тому подобное – административное правонарушение, однако этот маршрут выбирает много кто из жителей оккупированной части Луганщины. Ведь автомобильных пунктов пропуска в области нет, а ехать через Донецкую область – большой крюк, да еще надо, кроме КПВВ, проехать так называемый «границу» между ОРДО и ОРЛО.

Этим людям, отстояв очередь на ППр «Меловое», потом надо стоять еще в очереди на границе между Россией и оккупированной территорией Луганщины. А после этого успеть доехать домой до «комендантского часа».

Кого обвиняют в очередях к пункту пропуска все путешественники? Украинских пограничников и таможенников. Кое-кто даже подозревает, что доход от продажи мест в искусственной очереди получают работники пункта пропуска.

Тему якобы заработка работников пункта пропуска на очередях нарушают и отдельные СМИ. В частности, местная газета «Вестник Меловщины» (правда, не приводя никаких доказательств) пишет:

«Кроме всего прочего, создают и искусственные очереди, истощая водителей в длинных «пробках». И, хотя на проверку автомобиля уходит около трех-пяти минут, не удивляйтесь, что можете простоять в очереди пол дня. Но почему же так, спросите вы? А все просто: таможенники запускают в ход проверенное «забаву» государственных структур – «обслуживание вне очереди».

Редакция резюмирует: на въезде в Украину можно вешать баннер «Вас приветствует Коррупция».

Пограничники пытались говорить с водителями, которые блокируют проезд другим, словно стоя в очереди. Несколько бесед было записано на телефон «скрытой камерой».

«Не лезь туда, куда собака х*й не тычет! У вас есть там своя территория. Я хочу постоять здесь. Мы таксуємо. Кто вы такие, чтобы указывать мне, где мне стать? Вы же не Гаишник. Деньги здесь с кого-то берут? Здесь другая территория, другие органы пусть разбираются», – в агрессивном тоне говорит местный «таксист».

Действия этих «таксистов» могут быть квалифицированы по нескольким статьям Уголовного кодекса, как мошенничество.

«Для меня здесь очевидный состав преступления ст. 190 Уголовного кодекса («Мошенничество») и ст. 189 («Вымогательство»). Если люди стоят в очереди, и не пересекают границу, но берут с других деньги за проезд, – на каком основании они это делают?» – говорит адвокат Игорь Чудовский.

Чтобы доказать факт преступления, нужны доказательства, что очередь искусственная, что целью была продажа места. Также требуется подтверждения собственно факта получения этими гражданами денег от желающих проехать быстро. Более того, надо доказать, что такие действия совершались систематически. И при желании все это можно сделать.

В Главном управлении Национальной полиции в Луганской области Радио Свобода заверили, что в ближайшее время решат проблему.

«Я доложила о ваш вопрос начальнику ГУНП (Сергею Колеснику – ред.), он позвонил в Мелового. Там у нас новый начальник отдела, его назначили на прошлой неделе. Ему начальник ГУНП дал команду и дал на помощь бойцов батальона «Луганск-1». Они с завтрашнего дня начнут наводить там порядок», – сообщила начальник отдела коммуникаций ГУНП в Луганской области Татьяна Погукай.

Разговор состоялся 23 грудня, итак к делу полиция берется от сегодня. Почему ситуацию необходимо исправить

Что имеем в сухом остатке? Отлаженную схему незаконного обогащения, которая существует годами, во-первых. Во-вторых же, – подрыв репутации пограничной службы, а вместе с ней и всего государства Украина. Месседж про «коррупцию» на пунктах пропуска получают как местные жители приграничья, так и жители оккупированных территорий Украины.

Стоит заметить что настоящие практикуют поборы на блокпостах на въезд и выезд из ОРДО на подконтрольную правительству территорию боевики. На украинских КПВВ машины проезжают обычно быстро, а вот на блокпостах так называемой «пограничной службы» группировки «ДНР» приходится стоять по 6-7 часов, если не заплатишь за проезд вне очереди.

Итак рядовой житель ОРДЛО, постояв в искусственной очереди на пункте пропуска в Меловом несколько часов, обвинит украинских пограничников и скажет: «в Украине пограничники ничем не лучше боевиков!»

Именно поэтому ситуация требует скорейшего вмешательства правоохранителей. Так же, как объективно сказал в видео «таксист», это не зона ответственности пограничников.