Мы в соцсетях. Подпишись!

От волонтерских легковушек до броневиков: на чем передвигаются военные на шестом году войны

 От волонтерских легковушек до броневиков: на чем передвигаются военные на шестом году войны


Школьные автобусы, переоборудованные волонтерские джипы, простые гражданские легковушки – в начале войны украинские военные в зоне боевых действий перемещались на чем придется. Защиты ни от пуль, ни от мин не было. Как изменилась ситуация за шесть лет войны? Сколько броневиков получила армия? Что это за машины? И как их используют в войсках? Военный транспорт ВСУ изучали журналисты специального проекта Радио Свобода " Донбасс.Реалии.



В кузов избитого дорогами и временем двадцатилетнего пикапа бойцы грузят ящики с боеприпасами. Подаренный волонтерами три года назад автомобиль гоняет между передовыми позициями на Донбассе. Эта машина уже прошла три ротации и даже больше. Была обстреляна

«Эта машина уже прошла три ротации и даже больше. Была обстреляна, и можно сказать, что прошла уже больше, чем некоторые бойцы в наших подразделениях. С утра до вечера. А бывало даже такое, что ночью, в два-три часа ночи, мы снимали полностью все фонари с машины, и с помощью прибора ночного видения водитель подвозил бойцам боеприпасы», – рассказывает военнослужащий ВСУ Василий.

Похожие машины есть во всем подразделении – это «рабочие лошадки». Отвезти груз или бойцов грунтовыми дорогами передовой – ежедневная задача для таких машин. И они постоянно в зоне риска.

«Могут обстрелять как из пулеметов, так и из автоматических гранатометов – как с АГС, так и с СПГ. Была она, конечно, обстреляна из минометов 82-го калибра», – рассказывает Василий.

Защитить бойцов на фронте в начале войны пытались всякими «шушпанцерами» – на гражданские машины наваривали листы брони. Фантазии не было границ.

ВСУ же покупали, что было: британские «Саксони» и небольшие партии бронеавтомобилей производства Краза.

«Этот класс автомобилей для Вооруженных сил Украины – новый класс. В Украине их не было. В свое время мы только имели БРДМ (боевая разведывательно-дозорная машина – ред.), насколько возможно приближен этот автомобиль. Такой прямой необходимости, если вопрос касается контакта с врагом, нет. Но передвигаться на Уазике и на грузовике или передвигаться на том же бронеавтомобили – это, конечно, лучше», – отмечает эксперт по вопросам бронетехники Александр Посох.

До бронированных автомобилей, так называемых MRAP-ов, в украинской армии единые требования: защищенность от пуль калибра 7.62 – как корпуса, так и стекла.

«Если это образец размером 500 на 500 миллиметров – стандарт требует не менее трех выстрелов. Как правило, делается пять выстрелов. Мы, как заказчики, можем даже увеличить количество выстрелов по данному образцу. Пуля бронебойно-зажигательная, 7.62, автоматного патрона», – рассказал начальник управления сертификации и стандартизации НПО «Практика» Сергей Шарый.

Автомобиль должен сдерживать осколки и быть устойчивым к подрыву шести килограммов взрывчатки под колесом. По стандартам НАТО – STANAG второго уровня.

Задачи для машин разные – транспортировка грузов, десанта, раненых. Есть возможность устанавливать различные боевые модули. Могут быть использованы для специализированных целей.

Например, на вооружение украинской армии уже поступил мобильный 120-миллиметровый миномет на базе автомобиля «Барс-8».

«Машины класса «Дозор» или родственных к ним – могут стоять в мотопехотных бригадах, в розвідпідрозділах, во всех типах бригад, которые у нас есть. Они могут быть в функционале машин РХБ-разведки, они могут быть как передвижные противотанковые комплексы. Если мы все соберем вместе, все возможные версии использования машин 4×4, то думаю, что от двух до трех тысяч машин с различным функциональным нагрузкам мы можем увидеть в боевых порядках, если бы имели такую идеальную картину видение украинской армии с какой-то унифицированной машиной 4×4», – говорит директор информационно-консалтингового агентства Defence Express Сергей Згурец.

За несколько лет войны появилась целая линейка бронеавтомобилей украинских производителей со схожими параметрами: КрАЗ «Спартан», «Варта-Новатор» от «Украинской бронетехники», «Барс-8» от «Богдана», «Тритон» от «Кузницы на Рыбацкой», «Казак» от НПО «Практика», «Дозор-Б», производство которого уже остановили. Цены, как и характеристики тоже похожи.

«Вообще, «вилка» – этот автомобиль стоит до 300 тысяч долларов примерно. От 200 до 300», – говорит коммерческий директор корпорации «Богдан» Игорь Осадчий.

Украинские компании создают свои бронеавтомобили на базе агрегатов иностранных производителей – двигатели, шасси и другие компоненты попадают в страну уже готовыми. Уже в Украине занимаются бронированием, системами безопасности, компоновкой. Агрегаты же закупают кто у кого. И это тоже может быть проблемой, считает эксперт.

«Которые мы закупаем двигатели? Потому что большинство компаний это делают, устанавливают, но почти никто из официальных дилеров их не поддерживает дальше, потому что установка двигателей на специальные автомобили меняет подходы к системе охлаждения и так далее, и так далее. Поэтому в ближайшее время надо решить вопрос с двигателями. Это уже сформирует унификацию», – говорит эксперт по вопросам бронетехники Александр Посох.

Унификация, то есть выбор одного конкретного бронеавтомобиля для поставок в войска, – все еще открытый вопрос, рассказывает Сергей Згурец. Он говорит, что военные тоже выступают за эту идею. Вопрос выбора базовой машины остается открытым для украинской армии Сергей Згурец

«Разработана концепция бронетанковой и автомобильной техники, но даже в этих концепциях, честно говоря, не сделана ставка на какой-то конкретный образец машины. Там машины класса «Дозор», «Онцила» (Oncilla – польская лицензионная версия «Дозора-Б» – ред.), также упоминается машина «Тритон» «Ленкузни» для завершения испытаний. В любом случае эту концепцию я последний раз видел в начале этого года, далее этот документ ходил по кабинетам и он так и не получил окончательного принятия. Поэтому вопрос выбора базовой машины 4×4, думаю, остается открытым для украинской армии», – говорит директор информационно-консалтингового агентства Defence Express Сергей Згурец.

В ответе на запрос Донбасс.Реалии в Генштабе сообщили, что для ВСУ покупали бронеавтомобили «Дозор» и «Козак-2».

«В ВС Украины находится в эксплуатации около 150 единиц указанных образцов. Распределение бронеавтомобилей между воинскими частями осуществляется в соответствии с приоритетами комплектования, определенных руководством Генерального штаба», – говорится в ответе.

Новый для украинской армии класс техники остается немногочисленным. А для Василия, как и многих других военных, главным средством передвижения на передовой все еще остаются автомобили от волонтеров.

СМОТРИТЕ ПОЛНЫЙ ВЫПУСК ПРОГРАММЫ ДОНБАСС.РЕАЛИИ: