Мы в соцсетях. Подпишись!

Бизнес по-крымски: «Живчик» из Севастополя ищет партнеров в регионах России

 Бизнес по-крымски: «Живчик» из Севастополя ищет партнеров в регионах России
Виктория Новикова

Широко известный в Украине безалкогольный напиток украинской корпорации «Оболонь» «Живчик» экспортируется в десятки стран мира. Россия же завела «собственного» производителя. Знаменитые торговые марки разливают на Севастопольском заводе напитков в анексованому Крыму, и, по заявлениям сторон, без согласия на то украинской компании. Устраивает ли украинскую корпорацию такая ситуация и почему вкус крымского «Живчика» далек от оригинального, читайте в материале Крым.Реалии. Аннексия мощностей в Крыму

В 2015 году дирекция Севастопольского завода напитков сообщила, что не может поддержать или противиться «национализации» завода Россией, ведь не имеет «никаких гарантий относительно развития бизнеса». Тогда же на крымском предприятии отметили, что «владелец и инвестор предприятия в Крыму, корпорация «Оболонь», вкладывала деньги в развитие завода на протяжении многих лет». Наша проблема – Севастопольский завод напитков. Мы не имеем к ним доступа и не можем даже оценить степень ущерба Андрей Ярешко

Но в том же году директор по корпоративным вопросам и развитию Зао «Оболонь» Андрей Ярешко рассказал, что крымский актив – это «проблема»: «Наша проблема – Севастопольский завод напитков. Мы не имеем к ним доступа и не можем даже оценить степень ущерба. Компания не может поставлять сырье на завод».

Ярешко также сообщил, что любые действия с активом практически невозможны.

«Мы не можем, с точки зрения украинского правового поля, сделать с этим активом ничего. Например, не можем сдать в аренду предприятие сдавать в аренду? Украинское ПАО «Севастопольский завод напитков» или российское АО с другим кодом регистрации?» – говорил Ярешко.

ПАО «Севастопольский завод напитков» все еще имеет украинскую регистрацию и обозначен, наряду с другими мощностями, как актив с корпоративными правами на официальном веб-сайте корпорации «Оболонь».

Украинский сервис анализа предприятий YouControl показывает, что завод все еще входит в группу компаний «Оболонь». Специалисты сервиса сообщили, что, хотя информация и носит рекомендательный характер, их аналитики мониторят десятки показателей, и все указывает на связь компаний.

Уже в 2016 году в СМИ вспыхнул скандал после того, как в сети появились снимки бутылок с «Живчиком» и другими продуктами производства АО «Севастопольский завод напитков» с упоминанием лицензии «Оболони». На идентичных с оригинальными этикетках бутылок было указано, что производитель – АО «Севастопольский завод напитков», расположенный в «Севастополе, Россия». Также было отмечено, что обладателем исключительного права на товарный знак продукта является ПАО «Оболонь». Некоторые украинские СМИ утверждали, что «Оболонь» «открыто сотрудничает с оккупированным заводом», ибо факт сотрудничества журналистам якобы подтвердили на «горячей линии» корпорации. Тогда руководство корпорации не предоставило никаких комментариев.

В начале октября в редакцию Крым.Реалии обратился крымчанин, который приобрел в Джанкое литровую бутылку «Живчика» со вкусом апельсина. Он заметил, что вкус и цвет напитка отличаются от привычного, который продается на материковой части Украины. Бутылка крымского напитка образца 2019 года уже не имеет никаких упоминаний о «Оболонь», а вот этикетка полностью копирует оригинал до ребрендинга. Состав, указанный на крымской бутылке, идентичен с украинским. ГОСТ 28188-2014 – стандарт СНГ, а значит, что теоретически такую продукцию могут экспортировать в Армении, Таджикистана и Узбекистана. На штрих-коде производителем указана Россия, знак продукта, изготовленного по лицензии, отсутствует.

Журналисты дважды обращались на «горячую линию» компании «Оболонь» как потребители – с жалобой на качество товара и просьбой проверить серию и номер партии обозначенной бутылки, выпущенной Севастопольским заводом. Обращения остались без ответа. Но на «горячей линии» подтвердили, что завод в Севастополе принадлежит украинской корпорации и с ним ведется хозяйственная деятельность. Также операторы «горячей линии» по телефону сообщили, что вся информация на сайте компании является действительной. Запись разговоров есть в распоряжении редакции Крым.Реалии.

Журналисты обратились к компании «Оболонь» с официальным запросом. Через временную потерю нашим государством контроля над территорией АР Крым Чао «Оболонь» потеряла связь с Севастопольским заводом. Мы не получаем никаких выплат или прибыли с временно оккупированной территории Александр Слободян

Президент компании Александр Слободян выразил такую позицию: «Через временной потерей нашим государством контроля над территорией АР Крым Чао «Оболонь» потеряла связь с Севастопольским заводом. Мы не получаем никаких выплат или прибыли с временно оккупированной территории. К сожалению, мы, как и ряд украинских предприятий и граждан, стали заложниками незаконных действий со стороны Российской Федерации. Чао «Оболонь» надеется на скорейшее возвращения временно оккупированных территорий под контроль нашего государства».

Нам стало известно, что со времени аннексии завод не получает прибыли. В связи с открытыми реестрами России, севастопольский завод напитков в 2018 году показал более чем десять миллионов рублей убытков. В то же время завод работает как минимум с лета 2016 года, выпуская линейку безалкогольных напитков под торговыми марками «Оболони».

В 2017 году крымский завод стал участником Всероссийской агропромышленной выставки «Золотая осень 2017». Бывший фактический директор предприятия Дмитрий Червонюк говорил тогда, что предприятие планирует создание и выпуск новой линейки товаров. К��респонденту Крым.Реалии не удалось связаться с Червонюком. Также не удалось выйти на связь и с нынешним директором завода Виктором Бурдой.

В репортаже крымского телеканала «НТС» сообщается, что Севастопольский завод напитков – предприятие «полного цикла с современным голландским оборудованием и собственной лабораторией». «Оборудование позволяет самим изготавливать пластиковые бутылки разного объема, затем наполнять их изготовленным здесь же напитком, закрывать, клеить наклейки и упаковывать», – заявили в репортаже крымского телеканала. В нем также демонстрировали этикетки известных торговых марок корпорации «Оболонь» на конвейере севастопольского завода.

Крымские журналисты сообщали, что за летний сезон 2017 года предприятие выпустило 1 миллион 840 тысяч литров столовой воды и прохладительных напитков (ситро, лимонада и «Живчика»).

Бывший директор предприятия Червонюк также рассказывал, что воду для напитков берут из собственной скважины глубиной 160 метров». Известно, что севастопольский завод с украинской регистрацией имел специальное разрешение от Госслужбы геологии и недр Украины на использование питьевой и технической воды из скважины Альминского месторождения. Срок действия разрешения истек в 2015 году, а по законодательству Украины подземные воды являются национальными недрами, которые принадлежат народу Украины.

В марте 2019 года севастопольский завод получил диплом в Сочи за «отличное качество безалкогольного напитка «Живчик с соком яблока» сильногазированный».

Начальник отдела логистики предприятия Елена Кошелева в разговоре с корреспондентом Крым.Реалии сообщила, что завод никакого отношения к украинской «Оболони» не имеет: «Мы точно с ними не сотрудничаем. Но наша рецептура такая же, как у «Оболони».

На вопрос, не боится ли предприятие судебных исков за нарушение авторских прав и использование чужой торговой марки, Кошелева ответила, что «они об этом не думают». Приключения «Живчика» в России и не только

На украинском рынке в нише газированных напитков с соком на «Живчик» приходится около четверти продаж. Тем временем директор по продажам севастопольского завода Константин Сидорук подтвердил, что крымское предприятие активно ищет дистрибьюторов в России. Многочисленные объявления размещены в сети. Сидорук обращает внимание на особую популярность «Живчика» на материковой части Украины.

Корреспондент Крым.Реалии связался с Сидоруком под видом оптового покупателя из Харькова. Ниже – оптовый прайс от севастопольского завода. Цены предоставили с возможностью поставки в российский Ростов-на-Дону. По легенде журналистов, предполагалось, что дальше из Ростова товар будет ввезен для реализации в оккупированный Донецк. По словам Сидорука, «в Донецк их продукцию принимала киевская компания, на качество нареканий не было». Также директор по продажам сообщил, что технологи и технологии на предприятии те же, что были до аннексии, а сырье они, «как и раньше, получают из Европы». Стоимость доставки 20-тонной фуры в Ростов-на-Дону с завода составляет ориентировочно 25-30 тысяч рублей. Для подтверждения качества продукции Сидорук предложил доставить пробные образцы в Киев.

Торговая марка «Живчик» позиционируется в Украине как украинский бренд компании «Оболонь». Это имя пользуется доверием украинского потребителя. В связи с открытыми реестрами, среди марок «Оболони» – более 120 наименований. Но «Живчик» и его многочисленные вариации относятся непосредственно президенту «Оболони» Александру Слободяну, а не компании.

Севастопольский «Живчик» в Крыму в розничной торговле стоит на треть дороже, чем оригинальный напиток на материковой Украине (средняя цена за один литр в Украине – 16 гривен, что составляет около 40 рублей). Впрочем, этот факт не останавливает любителей напитка, которых в России оказалось немало.

В Москве «Живчик» из Севастополя предлагают по 200 и 300 рублей за один и два литра соответственно. Цена в Крыму – 50 и 70 рублей.

Украинский продукт «с рук» в соседней России можно купить за 300 рублей за два литра, а вот официальная продукция белорусского дистрибьютора немного дешевле – 200 рублей.

«Предприимчивые» любители «Живчика» нашлись и на другой оккупированной Россией территории – в неподконтрольных Киеву регионах Донецкой и Луганской областей. Там в 2017 году также заметили подделку торговой марки, произведенной «в «ЛНР».

До 2014 года «Оболонь» экспортировала в России, кроме пива, и безалкогольные напитки. Об этом свидетельствует перечень на дистрибьюторском сайте с российским доменом obolon-pivo.ru, который сейчас не работает, но сохранился в веб-истории. В 2012 году «Живчик» составлял 7,8% импорта безалкогольных напитков России.

В 2013 году, по информации Федеральной таможенной службы России, с Украины в Россию было импортировано 159 млн литров пива (63,9% от всего объема пивного импорта). Половина всего импорта приходилась на «Оболонь».

После введения российского эмбарго на алкоголь из Украины компания просила правительство Украины компенсировать ситуацию соответствующим запретом импорта из России. Но уже в 2015 году компания продала лицензию на пиво ТМ «Оболонь» «Московскому завода пивоварения». Светлое пиво «Оболонь» разливается в России этим предприятием, о чем свидетельствуют отзывы о пиво и предложения российских дистрибьюторов. Но на официальном веб-сайте «Московского завода пивоварения» не было и нет упоминаний о производстве «Оболони», наряду с другими иностранными лицензиями.

По неподтвержденной официально информации, корпорация «Оболонь» не производит безалкогольные напитки на территории России, хотя официально в компании никаких комментариев не дают. Санкции и суды

АО «Севастопольский с��вод напитков» с крымской регистрацией является фигурантом нескольких судебных разбирательств в анексованому Крыму, среди них и от департамента финансов российской власти Севастополя, который взимает с предприятия налоговый долг. В Украине ПАО «Севастопольский завод напитков» сам был истцом в жалобе на претензии налоговых органов в 2016 году.

В то же время киевская компания «Оболонь» неоднократно имела претензии к украинских предприятий и предпринимателей относительно схожести названий со своими торговыми марками. В 2007 году Антимонопольный комитет Украины оштрафовал малое украинское предприятие за сходство с «Живчиком» продукции с названием «Живица».

Также сейчас все еще продолжаются судебные разбирательства относительно схожести в названиях алкогольной торговой марки «Оболони» и «Первой частной пивоварни» («ППБ»).

Маркетинговый директор «ППБ» Максим Васильев считает, что такая судебная практика – норма для бизнеса. После 2014 года наш продукт начал появляться и в оккупированном Крыму, а это репутационный риск для нас и вопрос морали. Мы расторгли договор с российскими партнерами Максим Васильев

«Это не первая наша ссора с «Оболонью». И это нормальная практика для предприятий. Что касается аспекта с оккупированными территориями, то скажу, что «ППБ», как и другие производители экспортировали свою продукцию в Россию и производили там по лицензии. После 2014 года ситуация изменилась: наш продукт начал появляться, в частности в оккупированном Крыму, а это репутационный риск для нас и вопрос морали. Мы расторгли договор с российскими партнерами, направив все силы на рынок Украины», – рассказал Васильев.

Крымский экономист и юрист Юрий Смелянский считает, что ситуация с активами в Крыму – проблема закона о Свободной экономической зоне «Крым», который не регулирует проблемы бизнеса, которые возникли, а только усложняет их. По его словам, все, что происходит с севастопольским заводом, – результат действия СЭЗ «Крым».

Украинское законодательство не запрещает вести предпринимательскую деятельность в анексованому Крыму и даже освобождает от уплаты налогов в таких случаях. Впрочем, вести или не вести бизнес на оккупированных территориях, остается также и вопрос морали.