Мы в соцсетях. Подпишись!

Законопроект о столице Украины. Уместен во время его принятия «турборежим»?

 Законопроект о столице Украины. Уместен во время его принятия «турборежим»?
(Рубрика «Точка зрения»)

В минувшее воскресенье парламентская фракция партии «Слуга народа» презентовала законопроект «О город Киев – столицу Украины», который уже принят в первом чтении монопольной большинством этой партии в парламенте. Презентация стала своеобразным защитой законодательных новаций, предложенных в законопроєкті, перед собранием депутатов Киевсовета разных созывов, специалистов по урбанистике, активистов – защитников исторической и природной среды столицы, киевоведов.

К чести соавторов законопроекта, они не избегали квалифицированных вопросов, которые становились присутствуют, и пытались давать на них ответы, по мере своего собственного понимания проблематики. Вместе с тем команда народных депутатов-киевлян от «Слуги народа» во главе с Александром Ткаченко твердо дала понять, что структура и основные положения этого законопроекта могут меняться только в рамках разрешенных парламентской процедуре между первым и вторым чтениями. Таким образом направленность будущего закона уже задана и она не подлежит корректировке.

Эта направленность заключается в том, что правящая партия рассматривает Киев перед всем не как самоуправляющуюся общину киевлян, чье проживание организуется в городе ими самим, а как территорию и население, чью жизнедеятельность подчинена реализации столичных функций города Киева. Уже Статья 3 законопроекта так и называется «Реализация столичных функций города Киева».

Ее первая часть гласит: «Органы местного самоуправления и органы исполнительной власти в городе Киеве, в пределах полномочий, определенных законами Украины, обеспечивающих создание надлежащих условий для деятельности Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, центральных органов исполнительной власти, других органов государственной власти, официальных представительств иностранных государств и международных организаций в Украине, местом расположения которых определен город Киев, в том числе связанных с их размещением и функционированием».

Устав территориальной общины Киева, согласно ч.1, ст.9 законопроекта, также принимается не ради регламентации самоуправляющегося сожительства киевлян, а «С целью учета особенностей функционирования города Киева, Киевский городской совет утверждает Устав территориальной общины города Киева, который подлежит регистрации в порядке, установленном законом».

Также законопроект императивно определяет количество районов в Киеве – 10 и количество депутатов райсоветов – по 20 на каждый район. На основании каких исследований и расчетов определены эти нормы, неизвестно. Есть подозрение, что «взяли с потолка».

Одновременно вводится новое название исполнительного органа Киевсовета – «магистрат», вместо горисполкома, как во всех городах Украины. При этом, если горисполкомы являются коллегиальными исполнительными органами городских советов, то в отношении «Киевского магистрата» этой нормы в законопроєкті прямо не предусмотрено. Законодатели лишь указали, что «магистрат» создается Киевсоветом и является ее исполнительным органом (ч.1, ст.25), а «в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, а также решениями Киевского городского совета и распоряжениями Киевского городского головы». (ч.2, ст.25).

По косвенным признакам можно предположить, что, когда уже «магистрат» руководствуется единоличными распоряжениями городского головы, то коллегиальным органом он не является и собственных нормативных актов не выдает, в отличие от порядка, предусмотренного для других городов. Хватит уже говорить о том, что ни Конституция, ни законы не предусматривают существование «магистрата», значит в этих документах нет никаких предписаний, которыми бы тот «магистрат» был обязан руководствоваться.

Таких ошибок, очевидно, что сделанных в условиях провозглашенного президентом «турборежима», законопроект содержит не один десяток.

Одной из немногих позитивных норм столичной законодательной инициативы «слуг народа» является то, что взаимоотношения между территориальными общинами Киева, населенными пунктами, объединенными территориальным громадами Киевской области осуществляются на договорных началах, (ст. 8).

Предусмотрено, что: «Органы местного самоуправления и органы исполнительной власти города Киева в пределах своей компетенции, установленной законами Украины, реализуют совместно с органами исполнительной власти и местного самоуправления Киевской области совместные проекты, целевые программы развития, мероприятия по охране окружающей среды, планы использования трудовых ресурсов, строительство автомобильных дорог, систем связи, объектов инженерно-коммунального назначения».

Эта норма может стать одним из факторов образования Киевской агломерации – Большого Киева, как новой административно-территориальной единицы в Украине.

Однако для этого следует законодательно ввести непременную разработку такого всеобъемлющего и комплексного документа, как Генеральный план Большого Киева. Это задача поистине государственной важности, к исполнению которого должны быть привлечены, парламент, правительство, Киевсовет и Киевский городской голова.

Сейчас же, поскольку Конституция требует принятия специального закона о столице, он мог бы состоять из трех таких статей:

1. Самоуправления в столице Украины – городе Киеве – осуществляется согласно Конституции Украины и Закона Украины о местном самоуправлении.

2. Столичные функции в городе Киеве осуществляются согласно Генерального соглашения между Кабинетом Министров Украины и Исполнительным комитетом Киевского городского совета. Указанное Генеральное соглашение вступает в силу после утверждения Киевским городским советом.

3. Киевская государственная администрация образуется с целью здійснсоздание Генерального соглашения о выполнения городом Киевом столичных функций и координирует разработку Генерального плана Киевской городской агломерации – Большой Киев.

Константин Матвиенко – эксперт Корпорации стратегического консалтинга «Гардарика»